Записаться

Нужен ли чип-тюнинг двигателя: за и против

Век электронных технологий принес возможность менять некоторые параметры работы автомобильного двигателя без вмешательства в «железо». Такой вид оптимизации получил название чип-тюнинга. Процедура представляет собой настройку управления двигателем за счет изменения ряда параметров работы Электронного Блока Управления.


Собственно, шаманства и магии здесь нет. На заводе ЭБУ прошивают штатной прошивкой. Конечно, заводские инженеры не дураки, что делают, казалось бы, ущербные настройки. Дело в том, что некоторые рынки, например, европейский, предъявляют строгие требования к выхлопу, мощности и пр. Вот и приходится инженерам изворачиваться и "душить" двигатели. У нас в этом плане полная свобода, и можно установить мотору настройки на максимальную мощность.

Где и как проводят чиповку

Существует всего несколько производителей прошивок (как и самих ЭБУ). Их распространением занимаются официальные представители, либо просто народные умельцы. Последние особо не предъявляют требований к машине. Дилеры, как правило, сначала отправляют на ремонт, если таковой требуется и только потом чипуют. Возможно, понадобится мойка двигателя паром.

Изменения в результате прошивки касаются коррекции работы автомобильных систем, отвечающих за подачу топлива, параметры зажигания, управление количеством оборотов, измерение токсичности выброса.

Провести чиповку можно на любых инжекторных двигателях. Нет разницы, прошивать Ладу или Майбах. Чиповать можно не только автомобиль, но и яхты, трактора и пр.

На современных автомобилях для перепрошивки предназначен диагностический разъем OBD. На некоторых моделях для проведения процедуры понадобится выпаивать чип, что требует дополнительной квалификации от специалиста.


Процедура представляет собой следующую последовательность:

  • считывание "родной" прошивки из микросхемы;
  • коррекция записанных параметров;
  • запись откорректированной версии в чип.

Плюсы чип-тюнинга

Изменение конкретных характеристик для автовладельца имеет мало значения. Тюнинг дисков хотя бы видно, а как увидеть изменения прошивки? Оценить можно по новым ощущениям от вождения, а именно:

  1. улучшается тяга двигателя, что особенно заметно на трассе или при подъеме в гору;
  2. пропадают ямы при повышении оборотов – сглаживается работа мотора в городском цикле;
  3. автомобиль гораздо "охотнее" едет с включенным кондиционером.

Сама по себе процедура доступна ввиду распространенности. Кроме того, она обратима. Если новый характер автомобиля не устраивает, можно вернуться к старой прошивке.

Минусы чип-тюнинга

Любые улучшения возможны за счет чего-то, и в случае с перепрошивкой двигателя это ресурс. Заводской набор параметров рассчитан на увеличение ресурса и бережную эксплуатацию, чип-тюнинг раскручивает мотор по максимуму. Не стоит этого сильно пугаться. В зависимости от агрессивности прошивки можно выбрать степень нагрузки на двигатель. Как привило, предлагаются варианты, основной упор делающие на правильной и слаженной работы системы, мощность же при этом повышается лишь на 10%.

Если работы проводятся мастером без квалификации, то есть вероятность угробить "мозги" навсегда. Это потребует дорогостоящего ремонта и длительного времени – ЭБУ не расходник, в магазине не найдешь.

Таким образом, автовладелец должен взвесить все за и против перед принятием решения. Ответственность все равно нести ему.